На один зубок

Статья от 18.02.2003
НА ОДИН ЗУБОК

По всей стране, и с каждым днем всем отчетливее, слышится громкий хруст. Это россияне поедают чипсы и сухарики. И хотя до мировых лидеров еды на ходу - американцев - нам далеко, в деле закусывания мы догоняем их гораздо быстрее, чем на любых других направлениях.

   Закусывать у нас любили всегда - веселие Руси, как известно, есть пити, и так тому и быти. А как пить без закуски? В последнее время "тлетворное влияние Запада" зашло так далеко, что даже в столь традиционном деле, как закусывание, россияне все охотнее подражают западным стандартам. Более того, ласкающее ухо слово "закуска" заменили иностранным "снек" и стали понимать под ним не хрусткий огурчик, а какую-то сушеную, обжаренную в масле картошку.

   Английское слово snacks означает продукты для быстрого и легкого утоления голода - между делом, на ходу. Под ним понимают чипсы, соломки, печенье, орешки и т.п.

   В прошлом году, по оценкам аналитиков, продажи снеков в России выросли на 30% и в денежном выражении достигли $700 млн., а в натуральном - 114 тыс. тонн. В пересчете на пресловутого среднестатистического россиянина это около 500-600 г в год. В Европе этот показатель равен примерно 2-3 кг в год, а в Америке и вовсе 8-1 0 кг.

   Самый популярный в РОССИИ вид снеков - - чипсы (в мире - - поп-корн). По данным компании AC Nielsen, свыше половины "закусочных" денег уходит как раз на "не грусти - похрусти". Как показывают опросы, от 30% до 40% чипсов хрустящего картофеля съедают любители пива в возрасте от 1 6 до 45 лет, остальное - именно как "еда на ходу".

   На втором месте по популярности среди снеков стоят сухарики. Появившись на прилавках российских магазинов лишь в 1998 году, сухарики к настоящему времени, по данным AC Nielsen, отвоевали ровно четверть российского снекового рынка.

   Третья по популярности "закуска на ходу" - - различные орешки (фисташки, фундук, кешью, миндаль и др.), поставляемые к нам из Китая, Индии, Ирана, Вьетнама, США, Украины, Узбекистана и Грузии. В последние два года ореховые предпочтения россиян все больше смещаются с "демократичного" арахиса в сторону более дорогих видов орехов - фисташек и миндаля. По оценкам экспертов, ореховый рынок России оценивается в $40- 60 млн., ежегодно прирастая на 10%.

   Четвертую позицию в топ-листе снеков в России занимают соленые печенья и поп-корн. По оценке аналитиков, на них приходится 5-6% российского закусочного рынка. Заметим, поп-корн - единственный вид снека, признанный не только не вредным, но, напротив, полезным продуктом. Институт питания РАМН рекомендовал включать его в меню школьных завтраков и обедов в качестве злакового блюда, полезного для укрепления зубов. 1/1 последнее место по популярности - видимо, из-за новизны, малой раскрученноcти и сравнительной дороговизны -занимают так называемые морские снеки: сушеные кальмары и фасованная мелкая вяленая рыбка.

   Общая тенденция для всех сегментов российского рынка снеков - не только значительный рост потребления, но и сокращение объема импорта. Так, если в 2000 году доля отечественной "закуски" в общем объеме продаж составляла 48%, то в 2002 году - уже 55%.

   Так что пора переделывать классика: "Выдь на Волгу - там хруст раздается".

  ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС | #6 | 10 ФЕВРАЛЯ 2003